20 августа, 2015

Анатомо-физиологические особенности детей 5-6 лет

Автор-составитель Зайцева Анжелика Анатольевна

В дошкольный период (в возрасте 3-6 лет) формируются основы здоровья и полноценного физического развития. В таком возрасте у детей продолжают совершенствоваться и динамично развиваться все двигательные навыки, но его контакты с окружающим миром не ограниченны. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными.


Период с 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров. Становая сила увеличивается вдвое, улучшаются показатели быстроты, изменяются показатели выносливости.


К 4,5-5 годам движения детей начинают становиться более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча. У 6-летних обнаруживается легкость, бегу становятся характерна ритмичность, сокращаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело становится крепче, пропорциональнее развита мускулатура. Их деятельность в данном периоде возраста постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Внимание становится значительно устойчивее, ребенок осваивает элементарные трудовые навыки. Им свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У представителей такого возрастного периода относительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей. Дошкольники 5-6 лет располагают значительной двигательной активностью при недостаточной согласованности действий, в которых участие принимают крупные группы мышц. В данном возрастном периоде имеет место чрезмерная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи, с чем амплитуда дыхательных движений невелика. Дети дышат поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей приводит к достаточно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущему человеку необходима увеличенная доставка кислорода к тканям. Соответственно, очень важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Функционирование сердечно-сосудистой системы у детей 5-6 лет отлично приспособлена к необходимостям растущего организма, а увеличенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется достаточно просто. Ведь сосуды у детей больше, чем у взрослых, и кровь по ним течет лучше. Объем крови у детей относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения выше. Поэтому пульс у детей быстрее, в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, соответственно, оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Но при изменении функционирования сердце детей быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Поэтому в  течение тренировок с детьми физические упражнения необходимо разнообразить: менять подвижные игры с играми незначительной активности и часто предоставлять детям кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте 5-6 лет развита лучше, чем у детей до 3 лет. В данное время прекращается созревание нервных клеток в головном мозге, приближающееся по характеристикам к мозгу взрослого человека, но непосредственно нервная система достаточно слаба. Соответственно, следует принимать во внимание легкую возбудимость дошкольников, крайне осторожно относиться к ним: не предоставлять значительные продолжительные нагрузки, избегать чрезмерного утомления, поскольку процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей до 7 лет процесс формирования костей не закончен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему имеет место дальнейший его рост; одновременно этим обусловливается мягкость и податливость костей. Увеличение мышечной ткани осуществляется главным образом за счет утолщения мышечных волокон. Но по причине относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к продолжительному мышечному напряжению.
           
Пятый год жизни ребенка является критическим для многих параметров его физического состояния, что выражается в ослаблении некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей, что, в свою очередь, приводит к уплощению грудной клетки, ослаблению ее мышц и затруднению  дыхания, а, следовательно, плохому обеспечению организма ребенка кислородом.

Основной направленностью подготовки детей данного возраста, является расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом оснащении упражнений. Содержание физической активности заметно расширяется, особенно за счет новых видов движений, однако без возрастания интенсивности нагрузки на занятии. Значительное место в целевых установках занимает развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствованию.

На 5-м году жизни умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота) и четыре функционально-двигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). Умеренным ростом в развитии трех качеств (выносливость, скоростная сила и гибкость) и двух способностей (дифференцировка пространственных параметров и ориентационные способности) характеризуется 6-й год жизни.

В старшем дошкольном возрасте возможность точного воспроизведения движений, показываемых педагогом, существенно возрастает. Это связано с нарастающей подвижностью нервных процессов, обеспечивающих более быстрый прирост результатов, переход мышц - антагонистов из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Скорость обучения и закрепления двигательных навыков зависит от мастерства педагога, умелого подкрепления, стимулирования интереса к занятиям. Поэтому как в физиологическом, так и в педагогическом оправдано комментирование и оценка выполнения упражнений, постоянный контроль за действием ребенка. Темпы развития многих двигательных качеств начинаются в старшем дошкольном возрасте, что учитывая интерес детей к занятиям физкультурой, дает основание целенаправленно развивать двигательную активность в этом возрасте.

Для детей дошкольного возраста 5-6 лет свойственны неполная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них активно совершенствуется нервная система, увеличивается скелет, становится крепче мышечная система, и совершенствуются движения.

Физические качества в данном возрасте, развиваются гетерохронно. Выбирая средства, методы и методические приемы необходимо учитывать, не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

Литература:
1.Мухина М.П. Концентрированное обучение основным движениям в развитии детей дошкольного возраста: учебное пособие / М.П. Мухина, А.И. Кравчук. – Омск: СибГУФК,2006. – С. 60
2.Прищепа С.С. Здоровье и физическое развитие ребенка : (круглый стол)/ С. С. Прищепа, Н. В. Попкова, Е. М. Коневская   //. Современный детский сад.- 2011.- № 4. - С.6-16.

3.Сапин М.Р. Брыксина Ю.Ф. Анатомия и физиология детей и подростков/ учеб. пособ., 2-е изд.- М.: 2002. – 456с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий