Анатомо-физиологические особенности детей 5-6 лет
Автор-составитель Зайцева Анжелика Анатольевна
В
дошкольный период (в возрасте 3-6 лет) формируются основы здоровья и
полноценного физического развития. В таком возрасте у детей продолжают
совершенствоваться и динамично развиваться все двигательные навыки, но его
контакты с окружающим миром не ограниченны. Постепенно дети приобретают
самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими,
уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует
совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками.
Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными.
Период
с 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок
может вырасти на 7-10 сантиметров. Становая сила увеличивается вдвое,
улучшаются показатели быстроты, изменяются показатели выносливости.
К
4,5-5 годам движения детей начинают становиться более координированными: они
осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча. У 6-летних
обнаруживается легкость, бегу становятся характерна ритмичность, сокращаются
боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают
метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего
дошкольного возраста по сравнению с младшим тело становится крепче,
пропорциональнее развита мускулатура. Их деятельность в данном периоде возраста
постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
Внимание становится
значительно устойчивее, ребенок осваивает элементарные трудовые навыки. Им
свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические
возможности. У представителей такого возрастного периода относительно большое
развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Дошкольники 5-6 лет располагают значительной двигательной активностью при
недостаточной согласованности действий, в которых участие принимают крупные
группы мышц. В данном возрастном периоде имеет место чрезмерная утомляемость
при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
Структура легочной ткани до 7 лет еще не
достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки,
что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно
наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи, с чем амплитуда дыхательных
движений невелика. Дети дышат поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у
детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых
-16-18. Неглубокое дыхание у детей приводит к достаточно плохой вентиляции легких
и к некоторому застою воздуха, а растущему человеку необходима увеличенная
доставка кислорода к тканям. Соответственно, очень важны физические упражнения
на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.
Функционирование
сердечно-сосудистой системы у детей 5-6 лет отлично приспособлена к
необходимостям растущего организма, а увеличенная потребность тканей в
снабжении кровью удовлетворяется достаточно просто. Ведь сосуды у детей больше,
чем у взрослых, и кровь по ним течет лучше. Объем крови у детей относительно
больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам,
короче, а скорость кровообращения выше. Поэтому пульс у детей быстрее, в
среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, соответственно,
оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и
сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Но при
изменении функционирования сердце детей быстро успокаивается и восстанавливает
свои силы. Поэтому в течение тренировок
с детьми физические упражнения необходимо разнообразить: менять подвижные игры
с играми незначительной активности и часто предоставлять детям кратковременный
отдых.
Нервная
система в дошкольном возрасте 5-6 лет развита лучше, чем у детей до 3 лет. В
данное время прекращается созревание нервных клеток в головном мозге,
приближающееся по характеристикам к мозгу взрослого человека, но
непосредственно нервная система достаточно слаба. Соответственно, следует
принимать во внимание легкую возбудимость дошкольников, крайне осторожно
относиться к ним: не предоставлять значительные продолжительные нагрузки,
избегать чрезмерного утомления, поскольку процессы возбуждения в этом возрасте
преобладают над процессами торможения.
У
детей до 7 лет процесс формирования костей не закончен, несмотря на то, что
кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани,
благодаря чему имеет место дальнейший его рост; одновременно этим
обусловливается мягкость и податливость костей. Увеличение мышечной ткани осуществляется
главным образом за счет утолщения мышечных волокон. Но по причине относительной
слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не
способны к продолжительному мышечному напряжению.
Пятый
год жизни ребенка является критическим для многих параметров его физического
состояния, что выражается в ослаблении некоторых звеньев мышечной системы и
суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие,
искривление нижних конечностей, что, в свою очередь, приводит к уплощению
грудной клетки, ослаблению ее мышц и затруднению дыхания, а, следовательно, плохому
обеспечению организма ребенка кислородом.
Основной направленностью подготовки детей
данного возраста, является расширение арсенала освоенных элементарных движений
и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в техническом оснащении
упражнений. Содержание физической активности заметно расширяется, особенно за
счет новых видов движений, однако без возрастания интенсивности нагрузки на
занятии. Значительное место в целевых установках занимает развитие тех
физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат
фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их
совершенствованию.
На 5-м году жизни умеренно
развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая
сила, быстрота) и четыре функционально-двигательные способности
(дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров,
ориентационные и координационные способности). Умеренным ростом в развитии трех
качеств (выносливость, скоростная сила и гибкость) и двух способностей
(дифференцировка пространственных параметров и ориентационные способности)
характеризуется 6-й год жизни.
В
старшем дошкольном возрасте возможность точного воспроизведения движений,
показываемых педагогом, существенно возрастает. Это связано с нарастающей
подвижностью нервных процессов, обеспечивающих более быстрый прирост
результатов, переход мышц - антагонистов из состояния возбуждения в состояние
торможения и обратно. Скорость обучения и закрепления двигательных навыков
зависит от мастерства педагога, умелого подкрепления, стимулирования интереса к
занятиям. Поэтому как в физиологическом, так и в педагогическом оправдано
комментирование и оценка выполнения упражнений, постоянный контроль за
действием ребенка. Темпы развития многих двигательных качеств начинаются в
старшем дошкольном возрасте, что учитывая интерес детей к занятиям
физкультурой, дает основание целенаправленно развивать двигательную активность
в этом возрасте.
Для детей дошкольного возраста
5-6 лет свойственны неполная устойчивость тела и ограниченные двигательные
возможности. У них активно совершенствуется нервная система, увеличивается
скелет, становится крепче мышечная система, и совершенствуются движения.
Физические
качества в данном возрасте, развиваются гетерохронно. Выбирая средства, методы
и методические приемы необходимо учитывать, не только возрастные, но и
индивидуальные особенности детей.
Литература:
1.Мухина М.П. Концентрированное обучение основным движениям в
развитии детей дошкольного возраста: учебное пособие / М.П. Мухина, А.И.
Кравчук. – Омск: СибГУФК,2006. – С. 60
2.Прищепа С.С. Здоровье и физическое развитие ребенка : (круглый
стол)/ С. С. Прищепа, Н. В. Попкова, Е. М. Коневская //. Современный детский сад.- 2011.- № 4. -
С.6-16.
3.Сапин М.Р. Брыксина Ю.Ф. Анатомия и физиология детей и
подростков/ учеб. пособ., 2-е изд.- М.: 2002. – 456с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий