Школа семейной акробатики:
вместе занимаемся, вместе развиваемся
Зайцева Анжелика Анатольевна,
Педагог дополнительного
образования,
Ананьева Елена Юрьевна,
старший методист
БОУ ДОД ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
Большое значение в вопросах создания здоровьесберегающих
условий жизни детей приобретает отношение родителей к здоровью. Физиологическое развитие детей, состояние их здоровья зависит от
социальной среды, которая их окружает, в том числе социальных проблем семьи.
Компетентность взрослых в вопросах
здоровья – важная составляющая часть их
педагогической культуры. «Образовательные организации призваны оказывать
помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и
психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития».
Данные
изучения социальных паспортов учащихся общеобразовательных школ поселка
«Юбилейный - Иртышский», показали, что из общего количества детей и подростков,
которые не занимаются физической культурой и спортом, более половины из семей,
попавших в трудную жизненную ситуацию. Становится понятно, что занятия
физической культурой просто не по карману многим семьям.
Наиболее
продуктивной формой воспитания ребенка является личный пример родителей. Результаты
анкетирования показали, что у половины работающих родителей значительная часть
свободного времени уходит на бытовое обслуживание семьи. Таким образом, на
организованный досуг в своей семье, отведенный физической культуре и спорту, не
остается времени.
Выявлены
следующие проблемы детско-взрослых семейных отношений:
-
Зафиксировано недостаточное общение родителей со своими детьми. В семьях часто
наблюдается отсутствие внимания к рациональной организации совместной досуговой
и образовательной деятельности, что приводит к непродуктивному использованию
свободного времени, к пассивному отдыху перед компьютером или телевизором, и
как следствие, царит нежелание общаться друг с другом.
- В
подростковом периоде ребята нередко начинают воспринимать родителей как
спонсоров, отказываются обсуждать с ними свои проблемы, проявляют признаки
неуважительного отношения к старшим.
-
Отсутствуют публичные примеры в
микросоциуме «Юбилейный - Иртышский» естественных гармоничных семейных
отношений.
Исследования
позволяют говорить о том, что заболеваемость в неполных семьях выше, чем в
полных.
В
обеспеченных семьях возникают проблемы иного рода: дети в таких семьях чаще
всего пользуются компьютером без контроля со стороны родителей и без
ограничения во времени, и, как результат – сколиоз, возникновение проблем со
зрением.
Современная
действительность констатирует усиливающийся процесс отчуждения членов семей
друг от друга. Ребята испытывают колоссальный дефицит общения со своими
родителями.
Уместно вспомнить, в свое время А.С. Макаренко писал: «…поскольку нельзя
поручиться за то, что семья воспитывает ребенка как следует, необходимо
организовать семейное воспитание.
Наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации, состоит в открытии
«Школы семейной акробатики».
Для
реализации проекта было проведено анкетирование учащихся детского спортивного
объединения «Островок здоровья» и их родителей, которое позволило у них выявить
заинтересованность и желания в вместе
заниматься парно-групповой акробатикой, поменять свой образ жизни
согласно здоровьесбережению и безопасности и принимать участие в досуговой и
концертной деятельности, т.е. проводить праздники для жителей микрорайона
«Юбилейный-Иртышский» и выступать на концертах с шоу-номерами. В результате
чего была создана разновозрастная детско-взрослая группа в количестве 30
человек (15 детей, 3 бабушки, 1 дедушка, 1 папа, 10 мам).
Акробатика достаточно травм опасный вид спорта
большое значение имеет обучение занимающихся правилам оказания помощи и
страховки. На первоначальном этапе раз в неделю проходили учебно-тренировочные
занятия для родителей, на которых они осваивали технику выполнения элементов
базовой акробатики и правила страховки. Это очень помогло в дальнейшей работе с ребятами.
Дети и их родители приходили на занятия 1 раз в неделю и занимались
групповой акробатикой, задания выполняли не сложные, но в процессе их
выполнения, ребенок чувствовал поддержку
родителей, видел их интерес и сам старался быть лучшим в группе. Некоторые из
родственников, особенно бабушки, присутствовали на занятиях только в качестве зрителей, но их внукам это
тоже было важно, потому что эмоциональный отклик взрослого очень стимулирует
деятельность ребенка.
Определились желающие участвовать в
концертной деятельности. Этими семьями были подготовлены очень простые
шоу-номера, костюмы, реквизит, подобран
музыкальный материал.
Для
того, чтобы в семьях изменилось отношение к здоровью был создан «Родительский
университет», который включает в себя цикл практических семинаров для
родителей. Родительский университет посещали и те родители, которые не захотели
посещать тренировочные занятия. Мы живем в век сумасшедших скоростей и на
реализацию многих желаний не хватает времени и сил. На практическом занятии
семейный тайм-менеджмент мы вместе с родителями выяснили действительно времени
не хватает или мы не рационально его используем. Выяснилось, что не хватка
времени часто обусловлена не соблюдением режима дня в семье и отсутствие
планирования семейных дел, не правильным распределением нагрузки. В итоге
семинара родители спроектировали режим дня семьи и признались, что имеет смысл
поминутно расписать события дня от
многих вещей отказаться, напр. от вечернего просмотра телевизора заменить
его на прогулку и подготовку к
следующему дню.
Практическое занятие «Один дома» было
посвящено тому как создать безопасную среду в доме и обучить безопасному
поведению ребенка, особенно если он часто остается в доме один. Были созданы
красивые информационные карточки с номерами телефонов, памятки которые
развешиваются над газовой плитой, компьютером, в ванной комнате. Обсудили,
почему нужны слова-пароли, свисток, как ребенок должен отвечать по телефону,
чтобы собеседник не понял, что он один дома
и пр.
Занятие «Разрабатываем формулу здорового
питания», было посвящено особенностям питания детей, занимающихся спортом, и
родителей, желающих избавиться от лишнего веса, а главное как найти точки
соприкосновения в меню, чтобы удовлетворить нужды и тех и тех.
В
качестве демонстрации естественных крепких семейных отношений и ценностей
желающие семьи со своими шоу номерами участвовали в концертных программах,
организованных социальными партнерами детского «Дома пионеров». Родители помогали проводить праздники двора для
жителей микрорайона «Юбилейный-Иртышский» и конечно сопровождали концертные
выступления своих детей. Помощь в этих вопросах всегда нужна большая.
Количественные результаты проекта:
1)
создана инициативная взросло-детская группа в количестве 30 человек:
- 15 человек взрослых
из них папы, мамы, бабушки, дедушки;
- 15 детей: дошкольники, младшие школьники, подростки;
2) в
работе родительского университета приняло участие 30 родителей,
помимо взрослых участников «Школы семейной акробатики» привлечены все
желающие родители учащихся детского спортивного объединения «Островок
здоровья»;
3)
участники «Школы семейной акробатики» подготовили 5 семейных акробатических шоу
номеров и приняли участие в 6 концертных программах, 4 семьи вместе с руководителем провели 3
спортивных праздника для жителей микрорайона «Юбилейный - Иртышский»
организованных социальными партнерами; 7 семей провели социально-значимую акцию
«Здоровая семья»;
- 61 ребенок младшего школьного и подросткового
возраста
- 91 взрослый - представители учащихся спортивного
объединения всех возрастных категорий
на конечном этапе реализации проекта приняли участие 37 человек:
- 15 детей - участников инициативной группы «Школы
семейной акробатики»;
- 15 взрослых - участников инициативной группы «Школы
семейной акробатики»;
- 7 взрослых -
участвующих в практических занятия.
Качественные:
1)
сплочение семей, участников «Школы семенной акробатики», улучшение самочувствия
взрослых участников инициативной группы после регулярного посещения совместных
учебно-тренировочных занятий, развитие творческой активности семей в процессе
подготовки акробатических шоу номеров, получение физического, эмоционального и
эстетического удовольствия от посещения
«Школы семейной акробатики»;
2)
изменение рациона питания семей участников «Школы семейной акробатики»;
усиление самоорганизации семей в процессе распределения сил и нагрузки для
обеспечения полноценной совместной жизнедеятельности; усиление доверия и снятия
излишней тревожности со стороны взрослого
к ребенку в моменты отсутствия контроля родителей (законных
представителей);
3)
усиление социальной активности семей участников «Школы семейной акробатики»;
4)
положительная динамика степени удовлетворенности семей участия в деятельности
«Школы семейной акробатики» и проявление желания дальнейшего продолжения
проекта.
- создание стабильной сети социальных партнеров «Школы
семейной акробатики» (Общественная организация «Ритм», КТОС «Юбилейный -
Иртышский» САО, МПК «Каравелла», БОУ г. Омска «СОШ № 95», БДОУ г. Омска
«Детский сад № 338», Совет ветеранов САО, депутат Омского Городского совета
Сокин А.А., БУ г. Омска Центр социальных услуг для детей и молодежи «Лидер»
САО);
- продолжение деятельности «Школа семейной акробатики»
после истечения срока реализации проекта;
- готовность участвовать в деятельности «Школы
семенной акробатики» семей, чьи дети не являются учащимися детского спортивного
объединения «Островок здоровья» БОУ ДОД ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
- демонстрация участниками «Школы семейной акробатики»
крепких семейных отношений.
На
сегодняшний момент можно утверждать, что проект
«Школа семейной акробатики» способствовал просвещению учащихся и их
родителей (законных представителей) в области здоровьесбережения и
безопасности, оздоровлению участников
проекта, расширению их двигательной
культуры, разумной организации их досуга, развитию у них культуры здорового
образа жизни, то есть выполнил важную социально-психологическую и
педагогическую функции. Данный проект
может быть рекомендован для педагогов дополнительного образования с целью создания физкультурно-спортивного
детско-взрослого объединения или подобного объединения любого профиля.
Литература:
1.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ. –
М.: ТЦ Сфера, 2013
2. Игнатова И. К. Как помочь
родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребенком / «Воспитание
школьников» - № 1, 2008г.
3.
Устинова Г.Н. Взаимодействие семьи и
школы в вопросах сохранения здоровья школьников / Здоровьесберегающее
образование № 4(8) 2010 с. 76-80
Комментариев нет:
Отправить комментарий