09 октября, 2015

Школа семейной акробатики:
вместе занимаемся, вместе развиваемся

Зайцева Анжелика Анатольевна,
Педагог дополнительного образования,
Ананьева Елена Юрьевна,
старший методист
БОУ ДОД ЦРТД и Ю «Дом пионеров»

Большое значение в вопросах создания здоровьесберегающих условий жизни детей приобретает отношение родителей к здоровью. Физиологическое развитие детей, состояние их здоровья зависит от социальной среды, которая их окружает, в том числе социальных проблем семьи.

Компетентность взрослых в вопросах здоровья – важная составляющая часть их  педагогической культуры. «Образовательные организации призваны оказывать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».


Данные изучения социальных паспортов учащихся общеобразовательных школ поселка «Юбилейный - Иртышский», показали, что из общего количества детей и подростков, которые не занимаются физической культурой и спортом, более половины из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Становится понятно, что занятия физической культурой просто не по карману многим семьям.

Наиболее продуктивной формой воспитания ребенка является личный пример родителей. Результаты анкетирования показали, что у половины работающих родителей значительная часть свободного времени уходит на бытовое обслуживание семьи. Таким образом, на организованный досуг в своей семье, отведенный физической культуре и спорту, не остается времени.

Выявлены следующие проблемы детско-взрослых семейных отношений:
- Зафиксировано недостаточное общение родителей со своими детьми. В семьях часто наблюдается отсутствие внимания к рациональной организации совместной досуговой и образовательной деятельности, что приводит к непродуктивному использованию свободного времени, к пассивному отдыху перед компьютером или телевизором, и как следствие, царит  нежелание  общаться друг с другом.
- В подростковом периоде ребята нередко начинают воспринимать родителей как спонсоров, отказываются обсуждать с ними свои проблемы, проявляют признаки неуважительного отношения к старшим.
- Отсутствуют публичные  примеры в микросоциуме «Юбилейный - Иртышский» естественных гармоничных семейных отношений.

Исследования позволяют говорить о том, что заболеваемость в неполных семьях выше, чем в полных.

В обеспеченных семьях возникают проблемы иного рода: дети в таких семьях чаще всего пользуются компьютером без контроля со стороны родителей и без ограничения во времени, и, как результат – сколиоз, возникновение проблем со зрением.

Современная действительность констатирует усиливающийся процесс отчуждения членов семей друг от друга. Ребята испытывают колоссальный дефицит общения со своими родителями.

Уместно вспомнить, в свое время А.С. Макаренко писал: «…поскольку нельзя поручиться за то, что семья воспитывает ребенка как следует, необходимо организовать семейное воспитание.

Наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации, состоит в открытии «Школы семейной акробатики».

 Для реализации проекта было проведено анкетирование учащихся детского спортивного объединения «Островок здоровья» и их родителей, которое позволило у них выявить заинтересованность и желания в вместе  заниматься парно-групповой акробатикой, поменять свой образ жизни согласно здоровьесбережению и безопасности и принимать участие в досуговой и концертной деятельности, т.е. проводить праздники для жителей микрорайона «Юбилейный-Иртышский» и выступать на концертах с шоу-номерами. В результате чего была создана разновозрастная детско-взрослая группа в количестве 30 человек (15 детей, 3 бабушки, 1 дедушка, 1 папа, 10 мам).

 Акробатика достаточно травм опасный вид спорта большое значение имеет обучение занимающихся правилам оказания помощи и страховки. На первоначальном этапе раз в неделю проходили учебно-тренировочные занятия для родителей, на которых они осваивали технику выполнения элементов базовой акробатики и правила страховки. Это очень помогло  в дальнейшей работе с ребятами.

 Дети и их родители приходили  на занятия 1 раз в неделю и занимались групповой акробатикой, задания выполняли не сложные, но в процессе их выполнения, ребенок чувствовал  поддержку родителей, видел их интерес и сам старался быть лучшим в группе. Некоторые из родственников, особенно бабушки, присутствовали на занятиях  только в качестве зрителей, но их внукам это тоже было важно, потому что эмоциональный отклик взрослого очень стимулирует деятельность ребенка.

Определились желающие участвовать в концертной деятельности. Этими семьями были подготовлены очень простые шоу-номера, костюмы,  реквизит, подобран музыкальный материал.

  Для того, чтобы в семьях изменилось отношение к здоровью был создан «Родительский университет», который включает в себя цикл практических семинаров для родителей. Родительский университет посещали и те родители, которые не захотели посещать тренировочные занятия. Мы живем в век сумасшедших скоростей и на реализацию многих желаний не хватает времени и сил. На практическом занятии семейный тайм-менеджмент мы вместе с родителями выяснили действительно времени не хватает или мы не рационально его используем. Выяснилось, что не хватка времени часто обусловлена не соблюдением режима дня в семье и отсутствие планирования семейных дел, не правильным распределением нагрузки. В итоге семинара родители спроектировали режим дня семьи и признались, что имеет смысл поминутно расписать события дня  от многих вещей отказаться, напр. от вечернего просмотра телевизора заменить его  на прогулку и подготовку к следующему дню.

Практическое занятие «Один дома» было посвящено тому как создать безопасную среду в доме и обучить безопасному поведению ребенка, особенно если он часто остается в доме один. Были созданы красивые информационные карточки с номерами телефонов, памятки которые развешиваются над газовой плитой, компьютером, в ванной комнате. Обсудили, почему нужны слова-пароли, свисток, как ребенок должен отвечать по телефону, чтобы собеседник не понял, что он один дома  и пр.

Занятие «Разрабатываем формулу здорового питания», было посвящено особенностям питания детей, занимающихся спортом, и родителей, желающих избавиться от лишнего веса, а главное как найти точки соприкосновения в меню, чтобы удовлетворить нужды и тех и тех.
В качестве демонстрации естественных крепких семейных отношений и ценностей желающие семьи со своими шоу номерами участвовали в концертных программах, организованных социальными партнерами детского «Дома пионеров». Родители  помогали проводить праздники двора для жителей микрорайона «Юбилейный-Иртышский» и конечно сопровождали концертные выступления своих детей. Помощь в этих вопросах всегда нужна большая.
             Количественные результаты проекта:
           1) создана инициативная взросло-детская группа в количестве 30 человек:
- 15 человек взрослых  из них   папы,  мамы, бабушки, дедушки;
- 15 детей: дошкольники, младшие школьники, подростки;
            2) в работе родительского университета приняло участие 30  родителей,  помимо взрослых участников «Школы семейной акробатики» привлечены все желающие родители учащихся детского спортивного объединения «Островок здоровья»;
           3) участники «Школы семейной акробатики» подготовили 5 семейных акробатических шоу номеров и приняли участие в 6 концертных программах,  4 семьи вместе с руководителем провели 3 спортивных праздника для жителей микрорайона «Юбилейный - Иртышский» организованных социальными партнерами; 7 семей провели социально-значимую акцию «Здоровая семья»;
         4) на начальном этапе реализации проекта в анкетировании приняло участие 152 человек:
- 61 ребенок младшего школьного и подросткового возраста
- 91 взрослый - представители учащихся спортивного объединения всех возрастных категорий
на конечном этапе реализации проекта приняли участие 37 человек:
- 15 детей - участников инициативной группы «Школы семейной акробатики»;
- 15 взрослых - участников инициативной группы «Школы семейной акробатики»;
- 7 взрослых - участвующих в практических занятия.

            Качественные:
              1) сплочение семей, участников «Школы семенной акробатики», улучшение самочувствия взрослых участников инициативной группы после регулярного посещения совместных учебно-тренировочных занятий, развитие творческой активности семей в процессе подготовки акробатических шоу номеров, получение физического, эмоционального и эстетического  удовольствия от посещения «Школы семейной акробатики»;
                2) изменение рациона питания семей участников «Школы семейной акробатики»; усиление самоорганизации семей в процессе распределения сил и нагрузки для обеспечения полноценной совместной жизнедеятельности; усиление доверия и снятия излишней тревожности со стороны взрослого  к ребенку в моменты отсутствия контроля родителей (законных представителей);
             3) усиление социальной активности семей участников «Школы семейной акробатики»;
               4) положительная динамика степени удовлетворенности семей участия в деятельности «Школы семейной акробатики» и проявление желания дальнейшего продолжения проекта.
- создание стабильной сети социальных партнеров «Школы семейной акробатики» (Общественная организация «Ритм», КТОС «Юбилейный - Иртышский» САО, МПК «Каравелла», БОУ г. Омска «СОШ № 95», БДОУ г. Омска «Детский сад № 338», Совет ветеранов САО, депутат Омского Городского совета Сокин А.А., БУ г. Омска Центр социальных услуг для детей и молодежи «Лидер» САО);
- продолжение деятельности «Школа семейной акробатики» после истечения срока реализации проекта;
- готовность участвовать в деятельности «Школы семенной акробатики» семей, чьи дети не являются учащимися детского спортивного объединения «Островок здоровья» БОУ ДОД ЦРТД и Ю «Дом пионеров»
- демонстрация участниками «Школы семейной акробатики» крепких семейных отношений.

 На сегодняшний момент можно утверждать, что проект  «Школа семейной акробатики» способствовал просвещению учащихся и их родителей (законных представителей) в области здоровьесбережения и безопасности,  оздоровлению участников проекта, расширению их  двигательной культуры, разумной организации их досуга, развитию у них культуры здорового образа жизни, то есть выполнил важную социально-психологическую и педагогическую функции. Данный проект может быть рекомендован для педагогов дополнительного образования с целью  создания физкультурно-спортивного детско-взрослого объединения или подобного объединения  любого профиля.

Литература:
1.    Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2013
2.    Игнатова И. К. Как помочь родителям организовать конструктивное взаимодействие с ребенком / «Воспитание школьников» - № 1, 2008г.
3.    Устинова Г.Н. Взаимодействие семьи и школы в вопросах сохранения здоровья школьников / Здоровьесберегающее образование № 4(8) 2010 с. 76-80


Комментариев нет:

Отправить комментарий