29 сентября, 2015

Применение игрового метода для физического развития детей 5-6 лет

                                               Автор-составитель Зайцева Анжелика Анатольевна

Одной из разновидностей практических методов является игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, организма путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. Наиболее специфичный и эмоционально – эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно – образного и наглядно–действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.


Игра, обусловленная самой природой человека, является постоянным его спутником в течение всей жизни. Моделируя все виды двигательных действий, она содержит черты, сближающие её с профессиональной, бытовой, общественной деятельностью, а также обеспечивает потребности людей в движении, отдыхе, развлечении, познании, общении с людьми разных возрастов и поколений. Иначе говоря, игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. Она играет важнейшую роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая в качестве не только средства их подготовки к будущим жизненным ситуациям, но также в качестве средства социального развития. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и др. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка. При этом первое своё образование, по словам П.Ф. Лесгафта, ребёнок получает «...при посредстве имитационных игр, в которых он повторяет всё то из окружающей его жизни, что оставляет в нём наиболее глубокий след и что более соответствует его умению.

Игра является видом детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания ребёнка, обучения его различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды.

В этом плане интересна позиция П. Ф. Лесгафта, который делил все игры по их целевой направленности, с точки зрения конечного результата. В одну группу он относил игры, в которых игрок преследует только свои цели, без учёта интереса окружающих людей. В другую группу он относил коллективные игры, в которых каждый член команды своими интересами стремится поддержать интересы всей команды. Это свидетельствует о том, что уже в те далёкие времена мысли великого учёного занимали вопросы социализации растущего человека.

Идеи П. Ф. Лесгафта нашли широкое отражение во второй трети прошлого века в исследованиях профессора Ю.И. Портных, который предложил также делить игры на самостоятельные (характеризующиеся свободой выбора содержания и характера игровой деятельности) и дидактические (характеризующиеся регламентированным поведением и выполнением действий, и имеющих воспитательную, образовательную и социальную направленность).

В процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
В процессе игровых действий у детей формируется морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

Подвижная игра - двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно-ролевых игр содержание большинства подвижных дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила четко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом - значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.

Одна из характерных особенностей подвижных игр - стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата – выигрыша. 

Для детей старшей группы (пять лет) подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по–прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. 
  
Большое значение имеет целесообразная организация детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью.

В числе подвижных игр имеются такие, в которых одновременно активно участвуют все дети группы. Такие игры способствуют воспитанию воли, приучают к сдержанности. Однако при неправильной организации таких игр детям приходится долго ждать своей очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статистического положения вызывает снижение интереса, быстроты двигательной реакции. Дети начинают отвлекаться по самому незначительному поводу.
   
Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект.
Ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от педагога тщательной подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрыть в предварительной беседе. В результате бесед, рассматривание картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам.

Объяснение игры может проходить по-разному так же в зависимости от ее вида. Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно – выразительным. Педагог объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов, пользуясь, при этом пространственной терминологией и выделяет их правила. Затем он может задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что он им рассказал. Игра только тогда проходит весело и слаженно, когда детям понятны действия и правила, которые они должны выполнять.

При проведении игр с элементами соревнования педагог при объяснении уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования.

В таких играх рекомендуется предлагать задания не только на скорость, но и на качество выполнения движений. Учитывая физическое развитие и индивидуальные типологические особенности детей, воспитатель объединяет соревнующихся между собой детей в группы – команды, равные по силам; в целях активизации неуверенных, застенчивых детей соединяет их со смелыми, активными.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что игровой метод является одним из ведущих в физическом развитии детей 5-6 лет. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Литература:
1.Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников : монография / Л.Н. Волошина - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2004. - 160 с.
  2.Лесгафт, П.Ф. Главные труды с комментариями профессоров В.А. Таймазова, Ю.Ф. Курамшина, А.Т. Марьяновича / П.Ф. Лесгафт. - СПб. : Печатный двор, 2006. - 720 с.
3.Рунова М.А.Организация игр и игровых занятий по физической культуре/ М. А. Рунова, В. Л. Медведева, И. А. Корезина //. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2011.- № 3. - С.6-14.
  4.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Лури. - М.: Просвещение, 2002. – С. 21.
5. Шишкина В.В. Какая физическая культура нужна дошкольнику: Кн.для воспитателей дет. сада и родителей/ 2-е изд..- М.: Просвещение, 2000.- 79 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий